28 декабря 2023

Фасадные менеджеры в ИТ

    Последняя запись уходящего года будет не техническая. Это не подведение итогов года и не поздравление с наступающим. Это размышлизм об одном виде менеджеров, с которым, я думаю, сталкивались многие, но не знали, как их правильно назвать не матерясь. Недавно я гостил у своего друга в Германии. За "рюмкой чая" не обошлось без разговоров о работе и в целом о всей ИТ отрасли. Сошлись на том, что одна из главных проблем в ИТ компаниях – это не эффективный менеджмент. Друг уже почти полгода работает на новом проекте, который они делают совместно с другой компанией. Значительную часть его рабочего времени занимают митинги со спорами с менеджерами компании-партнера. Этих менеджеров очень метко назвал коллега моего друга – "фасадные менеджеры".

Кто такой фасадный менеджер?

Фасадный менеджер – это менеджер, который абсолютно не компетентен в своей области деятельности, но при этом считает себя важнейшим членом команды и даже может высоко ценится руководством компании. Он:

  • пытается всегда доказать, что знает ответы на все вопросы лучше других, так как необходимо показать, что он всех умнее;
  • на совещаниях постоянно использует термины и аббревиатуры, которые не понятны никому из присутствующих (и не только заказчикам, но и их коллегам), так как необходимо всем дать понять, что они не компетентны;
  • считает, что его мнение должно быть решающим, так как он тут главный;
  • старается не брать ни за что ответственность, так как в случае неудачи это запятнает его репутацию;
  • может дать много обещаний (и даже невыполнимых) заказчикам и руководству, так как для них должен он быть не просто хорошим, а лучшим;
  • никогда не виноват, так как всегда можно найти виноватых (исполнители, субподрядчики, заказчики... фаза луны...);
  • интересуется состоянием дел на проекте перед докладом руководству или встречей с заказчиком, так как у него всегда много важных дел и нет времени размениваться на мелочи;
  • для решения вопроса затевает переписку, в которую включает много людей, так как точно не знает, кто из команды чем занимается и может его решить;
  • реально ничего сам не решают, так как если он уйдет на больничный, забухает или даже его переедет трамвай (по просьбам трудящихся персонально для него "Аннушка уже разлила масло"), то это никак не повлияет выполнение проекта.

Какой вред от фасадных менеджеров?

  • ссоры и стрессовая атмосфера в коллективе;
  • перерасход нервных клеток аналитиков и программистов;
  • лишняя работа;
  • срывы сроков и овертаймы;
  • вероятность невыполнения проекта.

Откуда берутся фасадные менеджеры?

Во-первых, это "позвоночные". Так во времена моей молодости называли тех, кто попал на работу по просьбе (по звонку) родственника или знакомого. Моя карьера программиста началась в организации, которая работала с министерствами и ведомствами Беларуси, и мой первый проект был для одной из важных государственных организаций. Одна только мысль переступить порог данного заведения у студента 5-го курса вызывала трепет. Но вскоре мне пришлось объяснять их заместителю начальника управления информационными технологиями, что такое "транзакция". Мужичек был молодой и глупый, но племянник генерального или его зама (это было давно и такие мелкие детали у меня уже стерлись из памяти). Спустя год, когда руководитель управления ушел на повышение (был реально специалист высокого уровня), этот зам. стал руководителем управления и уже важно размышлял на темы информационных технологий, и даже учил нас программированию. Вот такая моя первая встреча с фасадным менеджером.

Во-вторых, это "вайтишники". Недавно одна юная тестировщица спросила у меня "А вы откуда пришли в ИТ?". Когда я ответил, что ни откуда не пришел, а окончил "ПО ВТ и АС", она уважительно сказала "т.е. вы стали программистом, когда это еще не было мейнстримом...". Я задумался. Действительно, когда я поступал в ВУЗ, выпускники школ мечтали стать бизнесменами, бандитами или валютными проститутками, но никак не программистами. Поэтому случайных людей в ИТ было мало. Я не говорю, что профильное образование решает все. Большое количество вайтишников хорошо вливаются в коллективы и вырастают в отличных специалистов. Но существует некоторый процент людей, которых подпускать к компьютеру опасно даже в виде грузчика, так как они обязательно его уронят или поломают. В последние годы все хотят стать "айтишником" или что бы их дети стали "айтишниками" – в результате "случайных" людей в ИТ стало много. Среди вайтишников, конечно, есть люди с амбициями, и они стремятся стать руководителями. Некоторые сразу метят на руководящую вакансию. Почему бы человеку, успешно торгующему лапшой на рынке, не стать успешно продающим услуги по разработке программного обеспечения? Достаточно выучить несколько умных слов. Некоторые идут к своей мечте с самого низа: устраиваются в ИТ компанию на должность экономиста, дизайнера, оператора ПК..., а потом все в руках высших сил и случая. Довелось мне встречать, таких вайтишников, ставших фасадными менеджерами.

В-третьих, это конечно мои коллеги по цеху – программисты. Со временем многие программисты перерастают написание кода (или считают, что перерастают) и стремятся управлять другими программистами. К сожалению, не каждый гуру программирования, может стать даже хорошим тимлидером, не говоря уже о более высоких звеньях пищевой цепочки. Для этого у них может не хватать: понимания архитектуры всей информационной системы, умения общаться с людьми (а тем более ими руководить), умения формулировать задачи и расставлять им приоритеты... Так опытный программист сначала превращается в посредственного начальника, а потом под воздействием своего раздутого эго, в фасадного менеджера. И уже с важным видом сидит на совещании и рассказывает "о том, как космические корабли бороздят просторы нашей вселенной", хотя сам знает только как может быть реализована процедура смыва в очковом сортире на космодроме (путем создания пустого метода в коде).

Как выживают фасадные менеджеры в этом жестоком мире?

С позвоночными фасадными менеджерами все понятно. Какими тупыми они не были бы, им обеспечена не только спокойная жизнь в компании, но и карьерный рост. А вот другие их виды постоянно ходят по тонкому льду, ведь всегда есть вероятность, что их руководство прозреет и назначит грамотного менеджера или найдется более крутой фасадный менеджер. А выживают фасадные менеджеры за счет других сотрудников. Команда с грамотными тимлидерами и ведущими инженерами сделает всю их работу сами. Присосавшийся к такой команде фасадный менеджер может успешно реализовать проект за проектом и много лет купаться в лучах славы хвалебных речей заказчиков и своего руководства. Даже некоторые провалы не проблема – можно найти виноватых или, с учетом прошлых заслуг, получить второй шанс. Если не повезет, то фасадный менеджер уволится по соглашению сторон и с красивым резюме пойдет в другую компанию. А дальше, как сойдутся звезды.

5 комментариев:

  1. Не все так однозначно. Вас, коренных ОйТи--шников, надо держать в узде, пусть даже и с помощью "фасадных" менеджеров. Иначе вы погрязнете в оптммизации этих своих байтов и битов и как итог- сорвете релизы, что в свою очередь скажется сначала на имидже компании и её финансовом состоянии, а затем и на ваших похудевших кошелька.х.

    ОтветитьУдалить
  2. То, что нужно "держать в узде" не означает, что "фасадные" знают, как это нужно делать правильно.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный02 января, 2024 15:30

    У нас был руководитель проектов для госсектора 100% подходящий под описание фасадного менеджера. Тупой, но не потопляемый. Все видели, что он тупой, кроме нашего руководства. Даже заказчики рассказывали про него анекдоты. Некоторые наши сотрудники гендиректору прямо говорили. Но он не верил или не хотел верить - проекты же делались успешно. Уволили этого менеджера только после того, как он в очередной раз захотел показать альфа-самца и влез в дела команды, сидящей на крупном проекте. Несколько основных разработчиков психанули, директора их опять не услышали, и они уволились. А это были те, кто вместо фасадного несколько лет управляли проектами той команды. Несколько мелких проектов спасли, а по большому проекту выплатили штрафные санкции и заказчик расторг контракт. Прозрение нашему руководству обошлось очень дорого.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный04 января, 2024 18:14

    Наш фасадный из программистов. Иногда возьмет на себя задачу и пропал на неделю или две. В такие моменты если напомнить, что он должен решать другие вопросы, он злится и старается переложить их на подчиненных. Поэтому, чтобы не тратить время впустую, стараемся решать все сами.

    ОтветитьУдалить